Семейноцентричность
Состоялась летняя встреча экспертного клуба «Семья и корпоративная среда»
26 июня 2025
В рамках международной научной конференции экспертный клуб собрал представителей компаний, внедряющих в свои корпоративные программы семейноцентричные практики
Летняя встреча экспертного клуба «Семья и корпоративная среда» в рамках VII Международной научно-практической конференции «Социальная динамика населения и человеческий потенциал» прошла в июне 2025 года в формате первой в России специализированной секции, объединившей представителей науки и бизнеса для обсуждения потенциала создания в России семейноцентричной экономики на примере лучших практик взаимодействия компаний с семьями.

Выступая в «практическом» блоке секции, проходившей в формате круглого стола, представители ведущих компаний, внедряющих в свои корпоративные программы семейноцентричные практики, поделились с участниками круглого стола кейсами и рекомендациями.

Ирина Никулина, генеральный директор ООО «Буарон», стратегического партнера секции, поделилась опытом создания позитивного микроклимата в компании, отметив влияние семейноцентричных корпоративных программ на бизнес-показатели.

«За последние два года, после того как мы сменили направленность с заботы о сотруднике на заботу о его семье, текучесть кадров достигла рекордно низких уровней за всю историю существования компании. У нас сократилось количество дней, которые сотрудники берут по нетрудоспособности. Последние два года мы держим лидерство во всей фарминдустрии по индексу счастья в компании, что говорит о высокой вовлеченности, удовлетворенности и лояльности наших сотрудников. По итогам 2024 года мы получили сертификат Happy Job. То есть наша компания — место, где работают счастливые сотрудники. Я очень надеюсь, что проекты, которые мы будем делать, в том числе в рамках клуба «Семья и корпоративная среда», будут транслировать это счастье во внешнюю среду», — заметила Ирина Никулина.

Екатерина Кузьмина, вице-президент ПАО «ПСБ», председатель Экспертного Совета ЭКГ рейтинга, рассказала о лучших практиках поддержки семей в рамках корпоративных программ лидеров ЭКГ-рейтинга, напомнив о новом национальном стандарте — «Корпоративный демографический стандарт», представленном в 2025 году на ПЭМФ.

«Вдохновителем этих проектов стал наш президент, который регулярно говорит о том, что нужно предпринимать меры для того, чтобы повышать ответственность бизнеса. Стандарт был создан для того, чтобы стимулировать процессы, связанные с демографией, чтобы поддержать компании, которые создают условия для того, чтобы люди становились родителями, в том числе многодетными», — напомнила Екатерина Кузьмина.

Анастасия Горелкина, заместитель председателя совета директоров АО ХК «СДС», член совета директоров КАО «Азот», вице-президент Ассоциации коммуникационных агентств России (АКАР), эксперт ЭКГ-рейтинга, рассказывая о КПД-рейтинге, как метрике образа будущего семейноцентричной компании на примере «СДС и партнеры», подчеркнула важность обмена подобным опытом между компаниями.

«На основе ЭКГ-рейтинга мы запустили карту ответственного бизнеса, где можно посмотреть конкретные проекты с оценкой бюджета, эффекта реализации и т.д. Заявляйтесь в карту ответственного бизнеса, чтобы другие компании перенимали ваш опыт на самых ярких примерах, применяли его у себя. Мне кажется, что это даст цепную реакцию. Год Семьи в России прошел, но нам важно не оставлять эту тему, поддерживать ее, продвигать, обмениваться опытом. Чем больше практик мы соберем по всей России, тем лучше будет результат. Лучшие инструменты, лучшие проекты позволят нам двигаться вперед более быстрыми шагами», — считает Анастасия Горелкина.

Надия Имаметдинова, HR-директор ПАО «Совкомбанк» поделилась опытом в реализации программ поддержки семей сотрудников, которые продвигает компания, в том числе, связанные с материальной поддержкой сотрудников при рождении детей.

«Для демографии важна стабильность, причем не только в зарплате, в должности, уверенность в завтрашнем дне, но и чуть больше. Поэтому мы решили, что будем работать с сотрудником на всем цикле его жизни. Мы все проводим на работе огромное количество времени, поэтому создаем места пересечения людей, проводим различные мероприятия, организуем коворкинги, куда направляем сотрудников из разных городов, чтобы они поработали вместе. Нередки случаи, когда после знакомства пары потом играют свадьбы и у нас появляется новая ячейка общества. Таких кейсов у нас очень много» — рассказала Надия Имаметдинова.

Марина Маленьких, учредитель и генеральный директор БФ «Технология чуда» (Фонд создан по инициативе компании «Уральская Сталь») в своем выступлении поделилась практическими инструментами поддержки семей сотрудников на территориях присутствия, отметив важность объединения усилий для развития социальных сообществ и территорий.

«Перед тем, как развернуть новые программы, мы, вместе совместно с ВЦИО провели большое исследование и нашли причины, влияющие на отток населения. Глобальные проблемы для нашей страны, увы, не новы — это отсутствие должной инфраструктуры, благоустройства, медицины, карьерных возможностей и так далее. Но выявили и ряд «зон роста», где наш Фонд может быть весьма актуален. Мы инициировали в Новотроицке создание экспертного совета, в который вошли представители администрации, бизнеса, социальных учреждений. Повышение уровня жизни конкретного человека, его вовлеченности в социальную жизнь в конечном итоге сильно влияет на экономику города», — уверена Марина Маленьких.

Санубар Туркова, руководитель по работе с органами власти, дирекции по коммуникациям и корпоративной социальной ответственности АШАН Ритейл Россия, рассказала об опыте поддержки ритейлером различных категорий семей и о вовлечении сотрудников в благотворительные проекты компании.

«Самый мой любимый проект — «Доступное домоводство». Наш фонд оборудует кулинарные студии детских реабилитационных, адаптационных центрах. Мы с сотрудниками закупаем продукты, приезжаем и проводим для детей мастер-классы, учим их правильным пищевым привычкам и готовить вкусную и полезную еду. И нет ничего прекраснее искренней благодарности, которую мы видим в глазах детей», — рассказала Санубар Туркова.

Анна Куликова, директор по региональному развитию продюсерского центра «Инсайт Люди» (входит в «Газпром-Медиа Холдинг»), в своем выступлении рассказала о роли социальных сетей в формировании ценностей и установок человека и общества в целом.

«Социальные сети как инструмент развития контента и донесения с его помощью тех паттернов, тех смыслов, которые мы хотим видеть в будущем в нашем государстве, еще недооценены в глобальном смысле этого слова. За ним будущее в плане формирования культуры поведения, в том числе семейной. Поэтому замечательно, что не только мы, но и «Институт развития интернета» поддерживает создание правильного, позитивного контента, выделяет блогерам гранты на его производство. Мне кажется, это направление будет развиваться очень быстрыми темпами в ближайшем будущем. И хорошо, что сейчас государство стало эту сферу очень активно регулировать», — считает Анна Куликова.

Александр Саенко, руководитель направления GR ООО «Четыре Лапы», рассказал о корпоративной социальной ответственности компании в сфере, связанной с домашними питомцами, и привел интересные факты о формировании паттернов, влияющих на развитие отношений внутри семьи.

«Для многих домашний питомец сегодня тоже является членом семьи. В чем суть этого тезиса? Когда человек берет домашнего питомца, он тем самым прививает ответственность детей к его воспитанию. При этом взрослый, обучая детей воспитывать питомца, также формирует паттерн по развитию семейных отношений», — объяснил Александр Саенко.

Марина Тришина, коммерческий директор НПФ «Социум», говоря о семейном капитале, как гарантии сохранения качества жизни семьи, отметила необходимость обучения осознанному подходу сотрудников к их собственному благополучию и благополучию их семей.

«Говоря о семье в контексте работы, мы часто задумываемся о том, какие возможности нам дает работодатель. Я сама люблю получать какие-то бонусы, а если они приходят от работодателя, то это приятно вдвойне. Но это монета с двумя сторонами: привыкнув полагаться на один источник стабильного дохода, с чем остается человек, когда он по какой-то причине теряет поддержку работодателя? Я более 23 лет работаю в пенсионном бизнесе и пришла к четкому выводу, что людей нужно научить «видеть», получать и использовать ресурсы, которые могут их поддержать», — считает Марина Тришина.

Подводя итоги работы секции, модератор секции Ольга Ручьева, издатель экспертной медиаплатформы, партнер образовательно-консалтингового центра «Умная страна», член экспертного совета АНО «Национальные приоритеты», член экспертного совета по семье и детству Народного фронта, отметила важность и необходимость тесного сотрудничества между бизнесом, наукой и институтами развития для формирования и внедрения принципов семейноцентричной экономики.

«Сейчас очень важно не просто разрабатывать и изучать, а активно внедрять практики семейноцентричности в деятельность российского бизнеса, и, в том числе, базировать их на научном подходе. Это один из ключевых этапов этой работы, требующей системного похода. На нашем круглом столе мы обсудили переход нашей страны на уникальный формат экономики, где не просто человек, сотрудник, работник, а в целом — семья становится центром экономики, и таким образом, сама экономика становится семейноцентричной», — подчеркнула Ольга Ручьева.

Напишите нам, чтобы забронировать встречу с командой
Москва, ИТ-хаб «Физтехпарк», Долгопрудненское шоссе, 3, офис 7.02
Тел:+7 (993) 248-00-37